2
1.4. Под контролем в виде мониторинга понимается диагностический контроль, в результате
которого изучаются условия, процесс, результаты учебно-воспитательной деятельности с
целью выявления их соответствия законодательным, нормативно-правовым, инструктивнометодическим документам об образовании.
Объектом мониторингаявляются образовательные и воспитательные результаты, ресурсы и
условия образовательного и воспитательного процесса, имеющийся нераскрытый потенциал.
Субъект мониторинга – специалист, занимающийся мониторингом на любом этапе.
1.5.Мониторинг осуществляется в соответствии с нормативно-правовыми документами
федерального, регионального, муниципального уровней, планом программы развитияи
планами работы Учреждения, методическими рекомендациями и настоящим
Положением.
1.6.Положение о мониторинге, а также дополнения и изменения к нему утверждаются
приказом директора Учрежденияна основании решения педагогического совета.
1.7. Общеметодологическими требованиями к инструментарию мониторинга являются
валидность, надежность, удобство использования, доступность для различных уровней
управления и общественности, стандартизированность и апробированность.
1.8. При оценке качества образования в Учреждении основными методами установления
фактических значений показателей являются экспертиза и измерение.
Технологии измерения определяются видом избранных контрольных измерительных
материалов, способом их применения.
2. Основные цели, задачи, функции и принципы
внутришкольного мониторинга качества образования
2.1. Цель внутришкольного мониторинга:
сбор, обобщение, анализ информации о состоянии системы образования, основных
показателях ее функционирования для определения тенденций
ееразвития в
Учреждении, принятия обоснованных управленческих решений по достижению
качественного образования.
2.2 Задачами внутришкольного мониторинга качества образования являются:
организационное и методическое обеспечение сбора, обработки, хранения
информации о состоянии и динамике показателей качества образования;
технологическая и техническая поддержка сбора, обработки, хранения информации
о состоянии и динамике качества образования;
проведение сравнительного анализа и анализа факторов, влияющих на динамику
качества образования;
своевременное выявление изменений, происходящих в образовательном процессе,
и факторов, вызывающих их;
осуществление прогнозирования развития важнейших процессов на уровне
Учреждения, предупреждение негативных тенденций в организации образовательного
процесса;
оформление и представление информации о состоянии и динамике качества
образования.
2.3. Функциями внутришкольного мониторинга качества образования являются:
сбор данных по Учреждению в соответствии с показателями и индикаторами
мониторинга качества образования;
получение сравнительных данных, выявление динамики и факторов влияния на
динамику качества образования;
определение и упорядочение информации о состоянии и динамике качества
образования в базе данных Учреждения;
3
координация деятельности организационных структур, задействованных в
процедурах мониторинга качества образования, и распределение информационных
потоков в соответствии с их полномочиями.
2.4. Основные принципы внутришкольного мониторинга качества образования:
приоритет управления – это нацеленность результатов внутришкольного
мониторинга качества образования на принятие управленческого решения;
целостность – это единый последовательный процесс внутришкольного
мониторинга качества образования, экспертизы соответствия нормативам показателей
качества образовательного Учреждения, принятия управленческого решения;
оперативность – это сбор, обработка и представление информации о состоянии и
динамике качества образования для оперативного принятия управленческого решения;
информационная открытость– доступность информации о состоянии и динамике
качества образования для органов местного самоуправления, осуществляющих
управление в сфере образования, участников образовательных отношений,
представителей общественности.
2.5. Методы проведения мониторинга:
экспертное оценивание,
тестирование, анкетирование,
проведение контрольных и других квалификационных работ,
статистическая обработка информации, ранжирование и др.
3. Участники мониторинговых исследований.
3.1. Внутришкольный мониторинг качества образования сопровождается инструктированием обучением участников учебно-воспитательного процесса по вопросам применения норм
законодательства на практике и разъяснением положений нормативно-правовых актов.
3.2. Общее методическое руководство организацией и проведением внутришкольного мониторинга
осуществляет директор Учреждения.
3.3. Администрация Учреждения (директор и его заместители):
формируют концептуальные подходы к оценке качества образования;
обеспечивают реализацию процедур контроля и оценки качества образования;
координируют работу различных структур, деятельность которых связана с вопросами
оценки качества образования;
определяют состояние и тенденции развития школьного образования;
устанавливают и утверждают порядок, периодичность проведения мониторинговых
исследований;
организуют систему мониторинга качества образования в Учреждении;
осуществляют сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии и
динамике развития качества;
анализируют результаты оценки качества образования на уровне Учреждения;
организуют изучение информационных запросов основных пользователей системы
оценки качества образования;
обеспечивают предоставление информации о качестве образования на муниципальный и
региональный уровни системы оценки качества образования;
формируют информационно – аналитические материалы по результатам оценки качества
образования (анализ работы Учреждения за учебный год, публичный доклад директора
Учреждения);
принимают управленческие решения по совершенствованию качества образования на
основе анализа результатов.
3.4. Методический совет и руководители методических объединений
4
участвуют в разработке методики оценки качества образования; в разработке системы
показателей, характеризующих состояние и динамику развития Учреждения;
проводят мониторинговые исследования;
анализируют результаты мониторинга;
ведут учет результатов мониторинга;
вырабатывают рекомендации по устранению отмеченных недостатков;
обеспечивают помощь отдельным педагогам в формировании собственных систем
оценки качества обучения и воспитания;
проводят экспертизу индивидуальных систем оценки качества образования,
используемых учителями;
участвуют в оценке продуктивности и профессионализма педагогов.
3.5. Классный руководитель:
проводит контроль за достижениями каждого учащегося;
своевременно доводит итоги до сведения родителей (законных представителей)
несовершеннолетнего учащегося;
анализирует динамику развития личности каждого учащегося;
разрабатывает и предлагает учащимся, родителям (законным представителям)
несовершеннолетнего учащегося рекомендации по самооценке результатов обученности;
своевременно представляет информацию в группу мониторинга.
3.6. Учитель - предметник:
определяет и анализирует уровень учебных достижений учащихся по предметам по
результатам рефлексии, тестирования, контрольных срезов;
намечает пути повышения образовательных достижений учащихся;
своевременно предоставляет информацию в группу мониторинга.
3.7. По поручению директора Учреждения могут осуществлять мониторинг другие специалисты,
обладающие необходимой квалификацией и компетенцией.
4. Объектывнутришкольного мониторинга качества образования
Объектами внутришкольного мониторинга являются образовательные и воспитательные
результаты, ресурсы и условия образовательного процесса.
4.1. Образовательная среда:
контингент учащихся, его дифференциация;
кадровое (педагогическое) обеспечение;
родители
(законные
представители)несовершеннолетних
учащихся
(образовательный, социальный, культурный уровень);
4.2. Образовательный и воспитательный процесс:
сведения по выполнению повышения квалификации;
информация о результатах стартового, текущего и итогового контроля
промежуточной аттестации за уровнем учебных достижений учащихся;
образовательные программы, программа развития;
учебные планы;
рабочие программы;
инновационная деятельность;
4.3. Нормативно-правовая база:
нормативно-правовые документы об образовании;
локальные нормативные актыУчреждения.
4.4. Методическое обеспечение образовательного процесса:
выполнение общеобразовательных программ;
итоговая аттестация;
материалы по методической работе;
5
материалы по педагогическим советам.
4.5. Социально-психологическое сопровождение образовательного процесса:
социальный паспорт класса и группы Учреждения;
психолого-педагогическая диагностика;
коррекционно-развивающая работа.
4.6. Воспитательная система:
дополнительные общеобразовательные программы;
содержание работы кружков, курсов, клубов, спортивных секций и т.д.;
содержание профилактической работы;
диагностика воспитанности учащихся;
информация о летнем отдыхе;
результативность воспитательной работы;
работа школьной библиотеки;
сведения об участии в конкурсах различного уровня;
взаимодействие с окружающим социумом;
организация работы спортивных секций, групп здоровья;
выполнение санитарных норм и правил организации образовательного процесса.
4.7. Учащиеся (класс, классы, группы):
степень адаптации в переходные периоды;
организация работы с одаренными учащимися и учащимися с ограниченными
возможностями здоровья;
уровень учебных достижений, качество знаний учащихся;
уровень воспитанности учащихся;
степень удовлетворения образовательных запросов учащихся;
информация о проектной и исследовательской работе учащихся;
учебные и внеучебные достижения учащихся.
4.8. Педагоги/педагогический коллектив:
уровень профессиональной компетентности;
качество и результативность педагогической работы;
уровень инновационной деятельности;
результативность работы по аттестации педагогических работников;
5. Основные направления и виды внутришкольного мониторинга
качества образования
5.1. К основным направлениям мониторинга относятся:
оснащенность образовательного процесса;
уровень учебных достижений;
состояние здоровья учащихся;
профессиональное мастерство педагогов;
социокультурная и досуговая деятельность;
уровень воспитанности;
выполнение социального заказа;
психологический климат в образовательной системе;
инновационная деятельность;
реализация программы развития;
сформированность универсальных учебных действий;
реализация основной образовательной программы начального общего, основного
общего и среднего общего образования;
здоровьесберегающая инфраструктура Учреждения;
6
рациональность организации учебной и внеучебной деятельности;
состояние здоровья и физического развития учащихся;
организация качественного питания школьников;
физкультурно-оздоровительная работа;
культура здорового и безопасного образа жизни;
сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
развитие навыков смыслового чтения;
реализация программы формирования ИКТ-компетентности учащихся;
информационная компетентность педагогов;
информационная образовательная среда.
5.2. Внутришкольный мониторинг качества образования, организуемый по выбранным
направлениям, использует различные виды измерений: педагогические, дидактические,
социологические, статистические и др.
5.3. Внутришкольный мониторинг может осуществляться как по отдельным видам, так и в
комплексе в зависимости от его целей и организационных возможностей.
5.4. На основании внутришкольного мониторинга фиксируется состояние образования в
Учреждении, прогнозируется его развитие.
6. Периодичность и виды мониторинговых исследований.
6.1. Периодичность и виды мониторинговых исследований качества образования
определяются необходимостью получения объективной информации о реальном состоянии
дел в Учреждении.
6.2. План-график, по которому осуществляется внутришкольный мониторинг, доводится до
всех участников образовательных отношений Учреждения в течение месяца (на планерках,
собраниях, совещаниях и т. д.).
6.3. Продолжительность тематических, либо комплексных проверок не должна превышать 510 дней. Члены коллектива Учреждения должны быть предупреждены о предстоящей
проверке. В исключительных случаях оперативный мониторинг возможен без
предупреждения.
6.4. Для осуществления комплексного мониторинга формируется рабочая группа
специалистов, определяются сроки проверки, тема проверки, сроки представления итоговых
материалов, разрабатывается и утверждается план.
6.5. План устанавливает особенности данного вида внутришкольного мониторинга и должен
обеспечить достаточную информированность и сравнимость результатов внутришкольного
мониторинга для подготовки справки (итогового документа) по отдельным разделам
деятельности Учреждения или должностного лица.
6.6.В ходе проведения внутришкольного мониторинга и после его окончания специалисты,
осуществляющие мониторинг, при необходимости проводят инструктирование членов
учебно-воспитательного процесса по вопросам, относящимся к предмету проверки.
Результаты проведенного мониторинга доводятся до сведения педагогического коллектива.
7. Информационная база внутришкольного мониторинга
7.1. Реализация внутришкольного мониторинга предполагает организацию
постоянногоотслеживания и накопления данных на основе:
отчетности, утвержденной локальными нормативными актами федерального,
регионального и локального уровней;
документов и материалов, полученных в ходе аккредитации и лицензирования
Учреждения;
повышения квалификации и аттестации педагогических и руководящих кадров;
результатов обследований, предусмотренных программой развития Учреждения
и годовым планом работы;
7
результатов
плановых специально организованных мониторинговых
исследований;
результатов психолого-педагогической диагностики;
результатов диагностики по предметам.
7.2. Для пополнения информационного фонда осуществляется заблаговременное
предупреждение всех участников обследований, определяются сроки, формы сбора и
представления материалов.
7.3. Получаемая в процессе внутришкольного мониторинга информация должна отвечать
следующим требованиям:
объективность – должна отражать реальное состояние дел;
точность – иметь минимальные погрешности измерений;
полнота – источники должны быть оптимальными;
достаточность – объем информации должен позволить принять обоснованное
решение;
систематизированность – иметь четкую структуру сбора, пополнения, отчетности и
хранения;
оперативность – информация должна быть своевременной;
доступность – информация должна быть представлена в форме, позволяющей
видеть реальные проблемы, требующие решения;
открытость – каждый субъект мониторинга может увидеть свой результат.
7.4.
Сроки проведения мониторинговых исследований определяются планом работы
Учреждения на год.
8. Модель внутришкольного мониторинга
8.1. Первый этап – нормативно-установочный.
разработка локальных нормативных актов, сопровождающих мониторинг;
определение целей и задач педагогического мониторинга;
определение основных показателей и критериев;
выбор способа установления реальных достижений обследуемого объекта, выбор
инструментария.
8.2. Второй этап - информационно-диагностический.
сбор информации с
помощью
подобранных методик
(наблюдение,
интервьюирование, опросы устные и письменные, изучение директивных, нормативных,
инструктивных, методических и других вопросов).
8.3. Третий этап - аналитический:
анализ результатов проведенной работы, оценка состояния объекта
внутришкольного мониторинга, сопоставление его с «нормативными показателями¬,
установление причины отклонений на основе логического анализа, разработка стратегии
коррекционно- развивающей работы.
8.4. Четвертый этап - итогово-прогностический (завершающий).
оценка состояния объекта внутришкольного мониторинга с помощью
разнообразных диагностических приемов;
сопоставление полученных результатов с первоначальными;
выводы, умозаключения о соответствии избранных целей и задач педагогического
мониторинга полученным результатам педагогической деятельности;
определение эффективности проведенной работы на основе логического анализа.
9. Источники сбора данных и инструментарий для расчёта показателей и индикаторов
внутришкольного мониторинга качества образования.
Источниками и инструментарием сбора данных для расчета показателей и индикаторов
мониторинга качества образования являются:
8
данные статистической отчётности;·
данные государственной итоговой аттестации выпускников Учреждения по
ступеням образования;
данные промежуточной аттестации;
результаты
тестирования;·анкетирования,
опросов
всех
участников
образовательного процесса и школьного сообщества;
дополнительные данные, собираемые в рамках мониторинговых исследований;
классные журналы;
отчетность классных руководителей;
отчетность учителей-предметников;
аналитические справки заместителей директора по учебно-воспитательной работе
по внутришкольному контролю;
аналитические справки руководителей методических объединений;
аналитические справки, протоколы рабочей или творческой групп.
Инструментарием экспертизы являются традиционные технологии анализа успеваемости
и качества знаний, технологии отслеживания формирования предметных, метапредметных и
личностных результатов обучения и формирования УУД в соответствии с основной
образовательной программой, а также медицинские и психологические данные.
10. Требования к проведению внутришкольного мониторинга
10.1. Эффективность внутришкольного мониторинга обеспечивается технической базой
(компьютер, программное обеспечение, множительная техника), четкой организацией всех
этапов сбора, обработки и анализа информации.
10.2. Качественными показателями информации, полученной в ходе проведения мониторинга,
являются: объективность, точность, достаточность, систематизированность, качество,
своевременность.
10.3. Анкетирование, тестирование учащихся проводится с использованием научно
разработанных диагностических методик.
10.4. Статистические данные должны быть сопоставимы:
между собой (больше/меньше – лучше/хуже);
сами с собой во времени (было/есть);
с образовательным и социальными стандартами (соответствует/ не соответствует).
Экспериментальная оценка строится на средних величинах при соблюдении динамики
показателей.
11. Права и ответственность участников мониторинговых исследований качества
образования
11.1. Субъекты учебно-воспитательного процесса Учреждения имеют право на
конфиденциальность информации.
11.2. Лица, осуществляющие мониторинг, имеют право на публикацию данных с научной или
научно-методической целью.
11.3. За качество мониторинга несут ответственность:
за дидактический мониторинг – заместитель директора УВР (по учебной работе);
за воспитательный мониторинг - заместитель директора УВР (по воспитательной
работе);
за управленческий мониторинг – директор Учреждения.
9
12. Итоги внутришкольногомониторинга
12.1.Итогивнутришкольного мониторинга оформляются в схемах, графиках, таблицах,
диаграммах, отражаются в справочно-аналитических материалах, содержащих конкретные,
реально выполнимые рекомендации.
12.2.Мониторинговые исследования могут обсуждаться на заседаниях педагогического совета,
совещаниях при директоре.
12.3. По результатам мониторинговых исследований разрабатываются рекомендации,
принимаются управленческие решения, издается приказ, осуществляется планирование и
прогнозирование развития Учреждения.
13. Порядок принятия настоящего Положения
13.1. Положение о внутришкольном мониторинге качества образования обсуждается и
принимается на педагогическом совете Учреждения, вводится в действие приказом директора
Учреждения с указанием даты введения.