ПРОФОРИЕНТАЦИЯ
Сейчас как раз то самое время, когда настоящее
прямо на наших глазах превращается в будущее.
Айзек Азимов
Путь к профессии начинается в школе
Дорогие наши ребята!
Школа поможет вам ориентироваться в великом множестве профессий. С помощью профориентации вы узнаете, какую профессию вам лучше выбрать, какой профессией сможете овладеть.
Профориентационная работа в школе представляет собой объединенный общим смыслом и целью комплекс мероприятий, направленных на обеспечение решения основных задач в области самоопределения обучающихся.
Цель профориентационной работы в школе:
- оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
- выработка у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи профориентационной работы:
- получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся;
- выработка гибкой системы сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования.
Основные направления профессиональной ориентации учащихся:
- профессиональное просвещение,
- профессиональная диагностика,
- профессиональная консультация.
Данная деятельность охватывает все возрастные категории обучающихся, начиная с дошкольников, заканчивая 11-классниками с учетом их возрастных особенностей.
1 этап реализации программы профориентационной деятельности - пропедевтический
Так, дети дошкольного возраста, посещающие группы кратковременного пребывания, а также обучающиеся с 1 по 4 классы, находятся на 1 этапе реализации программы профориентационной деятельности – пропедевтическом, на котором, в силу их возрастных особенностей, возможно формирование ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе, развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды.
2 этап реализации программы профориентационной деятельности - поисково-зондирующий
Обучающиеся с 5 по 7 классы переходят на следующий, 2 этап реализации программы, – поисково-зондирующий, где у школьников уже возможно развивать личностный смысл в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности, представлений о собственных интересах и возможностях (формирование образа «Я»), приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре.
3 этап реализации программы профориентационной деятельности - период развития профессионального самоопределения
Период развития профессионального самоопределения, 3 этап реализации программы адресуется обучающимся 8-9 классам. В данном возрасте возможно проводить работу по уточнению образовательного маршрута в ходе дополнительных занятий и других курсов по выбору, групповые и индивидуальные консультирования с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения, формировать образовательный запрос, соответствующий интересам и способностям, ценностным ориентациям обучающихся.
4 этап реализации программы профориентационной деятельности - профильно-адаптационный
На заключительном, 4 этапе реализации программы, профильно-адаптационном, предназначенном для обучающихся 10-11 классов, необходимо проводить мероприятия по уточнению образовательного маршрута в ходе дополнительных занятий и других курсов по выбору, проводить групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения, приступать к формированию образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям обучающихся.
При
условии успешной реализации программы профориентационной деятельности
возможно получить определившегося с выбором будущей профессии
выпускника, который будет успешен в профессии и сможет реализовать свои
возможности.
Все мероприятия программы, которые направлены на достижение вышеописанных результатов, подробно отражены в плане профориентационной работы на текущий учебный год. Также в плане представлена работа с учащимися и родителями.
Нормативные документы федерального уровня
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Долгосрочный прогноз социально-экономического развития РФ на период до 2036 года
Нормативные документы регионального уровня
Нормативные документы муниципального уровня
Нормативные документы школьного уровня
Интернет — ресурсы по профориентации для педагогов, родителей, школьников
Диагностики по профориентации.
Правильный выбор профессии —
путь к успеху!