Об особенностях преподавания комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

20.03.2024

В 2012 году Распоряжением Правительства Российской Федерации №84-р от 28 января 2012 г. принято решение об изучении курса «Основы религиозных культур и светской этики», основной задачей которого является развитие у школьников  представлений о нравственных идеалах и ценностях. 

На основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.02.2012 г. № 1060 в действующий ФГОС НОО внесены изменения, в соответствии с которыми в учебный план начального общего образования включен предмет «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – ОРКСЭ).

Преподавание курса определяется следующими нормативными документами:

 

Федеральный уровень:

1. Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями).

2. Поручение Президента Российской Федерации от 02.08.2009 г. Пр-2009 ВП-П44-4632.  http://orkce.apkpro.ru/185.html.

3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. № 84-р «Об утверждении плана мероприятий по введению с 2012/13 учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». http://orkce.apkpro.ru/336.html.

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.02.2012 г. № 1060 (Зарегистрирован Минюстом России 11.02.2013 г. № 26993) «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373».   http://base.garant.ru/70318402. 

5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021г. №286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями).

6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023г. №372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 12.07.2023 N 74229). https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/407284408/ 

7. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.08.2012г. №08-250 «О введении учебного курса ОРКСЭ». http://orkce.apkpro.ru/336.html.

8. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2015г. №08-461 «О направлении регламента выбора модуля курса ОРКСЭ».   http://orkce.apkpro.ru/336.html. 

9. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации № 08-761 от 25.05.2015 г. «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России».  https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70989820/. 

10. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.09. 2016г. № 08-1803 «О реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России». http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71418772/.

11. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.01.2018г. №08-96  «О методических рекомендациях ОРКСЭ и ОДНКНР».  http://xn--h1albh.xn--p1ai/duhovno-nravstvennoe-obrazovanie-orkse-odnknr/normativno-pravovoe obespechenie/

12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022г. № 858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников».

https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405490287/ 

13. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 02.08.2022г. №653 «Об утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов,  допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405111329/ 

14. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_371594/. 


Региональный уровень

1. Закон Республики Крым от 06.07.2015г. №131-ЗРК/2015 «Об образовании в Республике Крым» (с изменениями и дополнениями).

2. Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 13.04.2023г. № 1988/01-15 об учебных планах общеобразовательных организаций Республики Крым на 2023/2024 учебный год.

3. Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 11.06.2021г. №1018 «Об утверждении Инструкции по ведению деловой документации в общеобразовательных организациях Республики Крым».

«Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) – обязательная предметная область и обязательный учебный предмет в учебном плане на уровне начального общего образования. На его изучение в 4 классе отводится 34 учебных часа (1 час в неделю). 

Курс направлен на достижение основной цели – формирование у младшего школьника правильного, осознанного нравственного поведения, основанного на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, воспитание уважения и бережного отношения к историко-культурному наследию. 

Напоминаем, что по выбору родителей (законных представителей) изучается один из 6 модулей: основы православной культуры, основы иудейской культуры, основы буддийской культуры, основы исламской культуры, основы религиозных культур народов России, основы светской этики. Обращаем внимание на изменение названия одного из модулей – основы религиозных культур народов России (ранее – основы мировых религиозных культур).

Напоминаем об основных задачах комплексного курса ОРКСЭ:

знакомство младших школьников с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур и светской этики;

развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей личности, семьи, общества;

обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее полученных школьниками в начальных классах;

формирование у детей ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов в основной школе;

развитие способностей обучающихся к общению в полиэтничной, разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога.

Особенность данного предмета заключается также и в принципах его построения – поликультурности, культурологичности, светсткости:

поликультурность – отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира;

культурологический характер курса предполагает диалог не конфессий, а культур и мировоззрений, поскольку содержание модулей ориентировано на общее знакомство с этикой и традиционными для России религиями, их культурой, историей, традициями, выдающимися представителями и т.д.

светский характер – при изучении любого модуля ОРКСЭ в государственных образовательных организациях не предусмотрено обучение религии. Также важно помнить, что курс направлен на единение, а не разобщение школьников, когда в одном классе осуществляется деление курса на выбранные модули. 

Оценка и контроль

Оценка усвоения  курса   ОРКСЭ  включает: предметные, метапредметные результаты  и  результаты развития личностных качеств школьника.

К предметным результатам относятся:

1. Знание, понимание школьниками таких ценностей, как: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, культурные традиции и т.д.;

2. Понимание светской и религиозной морали для формирования умений выстраивать конструктивные отношения со сверстниками, взрослыми различных взглядов и миропонимания;

3. Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

           Прохождение материала по предмету фиксируется в журнале успеваемости обучающихся. По итогам года обучающийся аттестуется (запись в журнале – зачет/незачет). 

Особенностью курса ОРКСЭ является безотметочная методика преподавания. Уроки по курсу ОРКСЭ – уроки оценочные, но безотметочные (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.08.2012 № 08-250 «О введении учебного курса ОРКСЭ»), объектом оценивания становится нравственная и культурологическая компетентность ученика –  способность человека понимать значение нравственных норм, правил морали, религии в жизни человека, семьи, общества, воспитание потребности к духовному развитию. Система оценки достижений планируемых результатов освоения курса ОРКСЭ должна ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся, предусматривать использование разнообразных методов и форм. 

Формы контроля могут быть различными:

Индивидуальный контроль (контроль учителем): устный и письменный опрос, тесты с выбором правильного ответа, отгадывание кроссвордов по изученным темам, составление словарей терминов и понятий, творческие проекты, домашняя работа (поисковая, творческая), самостоятельная работа и т.д.

Взаимоконтроль: проверка работы по образцу, устный опрос в парах или в группах.

Самоконтроль.

Фронтальный контроль: тестирование, письменная дискуссия, викторины, кроссворды и т.п.

Методы организации контроля:

педагогическое наблюдение;

самооценка учащихся;

метод тестирования;

исследовательский метод;

портфолио;

защита проекта;

метод эссе и т.д.

Педагогическое наблюдение может проводиться по определенной схеме в течение всего учебного года. Данные наблюдений целесообразно фиксировать в таблице. При этом могут быть использованы такие виды оценочных суждений:  

«высокий уровень» – понимает, применяет знания в жизненной ситуации;

«средний уровень» – различает, запоминает, не всегда воспроизводит;

«низкий уровень» – не различает, не запоминает, не воспроизводит.

Самооценка учащихся по результатам урока. При организации самооценки могут использоваться листы самооценки учащихся, которые раздаются в начале изучения новой темы или при работе в группе.

Базовые критерии: 

Я хорошо выполнил свою работу на уроке;

Я мог выполнить работу значительно лучше;

Я плохо работал на уроке.

Кроме того, листы самооценки могут использоваться для закрепления знаний, полученных на уроке и стимулирования мотивации к дальнейшему поиску информации. 

Примеры вопросов для самооценивания:

Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось) потому, что...

Наиболее трудным мне показалось...

Самым интересным было...

Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал следующее...Хочу такой сайт

Я бы хотел попросить своего учителя… и т.д.

Метод тестирования применяется для проверки усвоения материала и возможности его применения в жизни. Это могут быть тесты стандартизированной формы или тесты составлены педагогом.

Портфолио развивает познавательные интересы, создает установку на творческую деятельность и ситуацию успеха для школьника, позволяет учащимся производить самооценку своей деятельности в курсе ОРКСЭ. Важно помнить, что для четвероклассников большое значение имеет возможность получить одобрение, похвалу от учителя, родителей, сверстников, а также продемонстрировать свои достижения по предмету. Портфолио по ОРКСЭ поможет раскрыть индивидуальные особенности ребёнка через творческие работы (иллюстрации, сочинения-эссе, ответы на вопросы, планы путешествий, экскурсий и т. д.), поощрения (дипломы, грамоты, благодарности) и т.д.

Работа над проектом, а затем и его защита, покажет то, в какой степени у детей сформированы все группы  универсальных учебных действий. Темы проектов и исследований могут быть самыми разнообразными. Защита проектов может осуществляться в разных формах:

в форме праздника с приглашением зрителей;

в форме конкурса с приглашением жюри;

в рабочей обстановке (на уроке) и т.д.

Защиту можно провести, соединив разные модули, тем самым у детей будет возможность ознакомиться с содержанием других модулей.

Требования к преподаванию предмета

Курс ОРКСЭ, в отличие от традиционных школьных предметов, принципиально новый, его освоение представляет определенную трудность как для учителя, так и для младших школьников. 

В соответствии с нормативными документами с 2014/2015 учебного года проводится всероссийский мониторинг качества преподавания предмета. Поэтому подготовке педагогов, преподающих ОРКСЭ, уделяется пристальное внимание. Однако следует заметить, что имеют место случаи, когда предмет преподают педагоги с низкой мотивацией обучению культуре религий или с невысоким уровнем компетенций по данному направлению. Напоминаем, что для преподавания ОРКСЭ педагогу необходимо иметь определённый запас знаний о религиях мира и народов России, их ценностях, традициях и обычаях. Также необходимо соблюдать статью 48 закона «Об образовании в Российской Федерации», запрещающую принуждение школьников к принятию религиозных или иных убеждений либо отказу от них; для разжигания социальной, национальной или религиозной розни; для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения школьникам недостоверных сведений об исторических, религиозных и культурных традициях народов. Важно помнить, что здесь учитель выступает популяризатором знаний, он дает правильную, научную и, вместе с тем, занимательную информацию на уроке. Кроме этого, учителю важно понимать, что его мировоззренческая позиция не должна определять преподавание предмета. Роль педагога в преподавании курса ОРКСЭ, в первую очередь, просветительская и социальная, транслирующая необходимость межкультурного диалога и уважения друг к другу. Навязывать своё мнение детям в части определенного модуля, к  которому тяготеет сам учитель, не просто некорректно, но недопустимо. 

Напоминаем, что данный предмет имеет право преподавать учитель, прошедший специальную курсовую подготовку.

Проектирование  урока

Курс ОРКСЭ – многогранный и сложный. Учитывая уровень развития младших школьников, которым адресован курс, важно организовать обучение в доступной и интересной форме. Для младшего школьника характерна эмоциональность восприятия. Поэтому во время урока познавательная деятельность должна строиться на основе использования ярких образов, интересных фактов, наглядности, т.е. всего того, что привлекает внимание, производит впечатление на четвероклассника. 

С учётом поставленных целей учитель отбирает содержание урока.

На уроке рекомендуется использовать: 

выдержки из биографий религиозных деятелей, литературных произведений, трудов учёных, статей и глав книг, активных деятелей различных конфессий; 

рассказы, стихотворения детских писателей и поэтов;

фольклорные произведения; 

былины, притчи; 

словари, справочники, энциклопедии;  

репродукции, макеты, фотографии культовых сооружений;

видеозаписи познавательных передач о культуре и традициях Отечества;

видеосюжеты; 

звукозаписи;

мультфильмы на нравственную тему; 

народную мудрость (народные приметы, посевной календарь и пр.); 

иллюстрации, фотографии, фотоальбомы;

картографические материалы;

электронные  учебные пособия;

местный историко-краеведческий материал и т.д. На занятиях может звучать музыка, а рассказ учителя может сопровождаться демонстрацией памятников истории, архитектуры, изобразительного искусства.

Еще одной особенностью уроков ОРКСЭ является сквозной вид учебной деятельности, который проходит через все уроки курса, способствуя систематизации и усвоению учебного материала: составление словаря-глоссария, создание галереи образов,  сочинение, эссе.

Для усвоения материала курса важно освоить понятийный аппарат. Можно практиковать составление словаря, в котором будут представлены понятия, являющиеся ключевыми для понимания мировоззренческой и культурной специфики изучаемого модуля. Работа со словарем способствует не только пониманию сути изучаемых явлений и фактов, но и совершенствует навыки работы с источниками информации, навыки устной и письменной речи, т.к. требует создания точных, понятных, грамотных формулировок. Составление учащимися словаря-глоссария способствует систематизации и усвоению учебного материала. При составлении словаря учащимся важно не просто отобрать наиболее удачное определение понятия или попытаться сформулировать его самостоятельно, но и объяснить, почему это определение является особо значимым для данной религиозной культуры или светской этики. Таким образом, на уроке учителю следует объяснять многие понятия и факты, чтобы школьникам был понятен и доступен изучаемый материал. 

Создание галереи образов направлено на формирование образного восприятия изучаемого материала. В содержание галереи образов могут входить: иллюстрации, репродукции картин, фотографии и изображения культовых сооружений, фотографии музейных экспозиций, костюмы, ритуальные и бытовые предметы, характерные для рассматриваемой религиозной культуры. Галерея образов может представлять собою выставку в классе, иметь вид презентации, книжки-малышки и т.п. 

Немаловажное значение имеет работа над составлением сочинения, которое позволяет достаточно объективно раскрыть степень освоения материала, а также дает возможность учащимся сформулировать собственную позицию по изучаемой

проблеме и выразить точку зрения, которую учащийся, по тем или иным

причинам, не решался высказать на уроке. Учащимся можно предложить темы творческих работ на выбор. Целесообразным является подача домашнего задания в виде составления сочинения. Другая форма творческой письменной работы – написание эссе,  размышления на определенную тему по собственному выбору.

Одной из важных форм учебной работы на занятиях в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» является работа с текстом учебника, поскольку он – один из основных источников знаний при изучении курса ОРКСЭ. Важно формировать у учащихся вдумчивое отношение к вопросам и заданиям к тексту, обращать внимание на их типологию.

Формы, методы и приёмы  работы с текстом:

словарная работа с текстом (поиск новых и непонятных слов);

комментированное чтение;

чтение текста или его фрагментов  с последующим обсуждением;

составление характеристики героя;

составление плана текста;

составление вопросов по тексту; 

формулирование основной мысли, проблемы;

иллюстрирование к тексту;

высказать свое мнение по поводу прочитанного; 

организовать дискуссию; 

преобразовать текстовый материал в графический (схема-путешествие) и т.д. 

На уроке учитель может использовать исторические и архивные документы, фрагменты фильмов, отрывки из художественной литературы, местный историко-краеведческий материал.

Особое значение на уроках ОРКСЭ имеет работа с притчами, обладающими большим воспитательным потенциалом, развивающими логическое и критическое мышление учащихся. Через притчи раскрываются основные нравственные понятия, составляющие основу того или иного мировоззрения: Человек и Мир, Добро и Зло, Любовь, Милосердие и др.; показан образ жизни людей, их нравственные, семейные и общественные обязанности. Понять смысл притч помогают гравюры, картины. При анализе притчи целесообразно работать с иллюстрацией  к тексту или  фрагментами презентации, использовать  рисунки, фотографии, классическую музыку. 

В процессе изучения курса ОРКСЭ используются фронтальная, групповая, индивидуальная формы обучения. Фронтально могут быть организованы такие виды занятий, как: различные формы работы с текстом (комментированное чтение, коллективное составление планов, опорных конспектов к текстам, пересказам); беседа; обсуждение; работа с изобразительным рядом (на бумажных и электронных носителях) и т.д.

Групповая работа активно используется учителями как форма, способствующая развитию у школьников не только познавательных, но и коммуникативных компетенций. Она предполагает функционирование малых групп, работающих как над общими, так и специфическими заданиями. Работа в группе также позволяет ученикам получить эмоциональную и содержательную поддержку, создает эффект включенности в общую работу класса.

  Индивидуальная работа позволяет более полно учитывать познавательные возможности и интересы школьников, например, выполнение  различных заданий к занятиям, подготовка разнообразных творческих работ (сообщений, сочинений, проектов и др.). 

С учетом возрастных особенностей младших школьников большое значение при изучении курса имеет наглядность, которая обеспечивает конкретность, прочность усвоения содержания курса, стимулирует осмысление изучаемого материала, способствует развитию образного мышления и познавательного интереса. Наглядность помогает глубже понять идею прочитанного текста, полнее раскрыть авторский замысел, четче увидеть события, действующие лица и т.д. В учебно-методическом комплексе ОРКСЭ широко представлен иллюстративный материал – это произведения изобразительного искусства, рисунки, предназначенные для восприятия в единстве с текстом.

Наглядные средства обучения (иллюстрации, фотографии, рисунки и др.), повышают содержательность изложения материала, оптимизируют использование времени на занятиях.  

Интересной и привлекательной формой занятий для младших школьников являются  театрализованные представления. Драматизация может быть включена в урок в качестве иллюстративного фрагмента при объяснении, может демонстрироваться как фрагмент домашнего задания, либо стать результатом проектной работы учащихся. 

 Экскурсия конкретизирует программный материал, расширяет кругозор и углубляет знания детей. Содержание экскурсии должно составлять программное содержание изучаемого курса, конкретизируя или расширяя осваиваемый материал. Учитель определяет наблюдаемые объекты, их целесообразность, последовательность наблюдений, систему вопросов, тематику групповых и индивидуальных заданий. При невозможности организации экскурсии ее можно проводить в заочной или виртуальной форме. Желательно использовать подготовленные учителем или учащимися презентации.

Каждый урок должен быть интересным, ярким, запоминающимся для школьника. Это урок с привлечением обширного иллюстративного материала, с использованием звуко- и видеозаписей. Уроки ОРКСЭ – это  путешествие в мир культуры и религии. Использование электронных ресурсов дает возможность увидеть мир глазами многих живописцев, услышать актерское прочтение стихов на фоне классической музыки. Такие уроки воспитывают чувство прекрасного, расширяют кругозор учащихся, позволяют за ограниченное время дать обширный культурологический материал.


Проектирование домашнего задания

Задания на дом в процессе изучения курса ОРКСЭ, как правило, имеют творческий, поисковый или проблемный характер. Это может быть:

чтение (целевое, ознакомительное, чтение-погружение);

подготовка пересказов (подробных, выборочных, кратких, обобщенных);

составление опорных конспектов к пересказам (по желанию), планов, записей;

подбор произведений устного народного творчества (в соответствии с модулем курса и темой);

интервьюирование своих родных;

отбор семейных фотографий для демонстрации в классе и знакомства с традициями своей семьи;

творческие формы работы (сочинения, создание, разработка, рисунок и т. п.).

Добросовестное выполнение домашних заданий формирует у ребенка самостоятельность, волевые качества, умение рационально организовывать учебный труд. Все это возможно при одном непременном условии: перегрузок быть не может! Должно оставаться время и желание сделать еще что-то: придумать свое толкование слову, почитать дополнительную литературу. И такая самостоятельная творческая работа ребенка обязательно должна быть замечена, одобрена учителем, продемонстрирована классу.



Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».